Работы по храму

2015

31 января 2015 года — В эту субботу ни у кого не было возможности поехать на автомобиле (мы так думали). Поэтому мы приняли решение ехать на электричке.

Поездка в Пречистый бор. Январь 2015 года. Собралось нас всего трое. Я, Илья Горбачев и новенький Александр. На утренней электричке (отправление в 8.25) мы доехали до станции Тверца. Причем на вокзале приключилась неожиданная встреча с Сергеем Донсковым. Он ехал к себе в деревню.

Высадившись на станции мы прошли несколько километров по сказочному снежному сосновому лесу.

В Пречистом нас никто не ждал так рано, и когда мы пришли за ключом в дом Раисы Георгиевны её муж очень удивился нашему раннему появлению.

Надо сказать, что Раиса Георгиевна после тяжелой болезни умерла в декабре 2014 года. Её отпевал отец Максим. И похоронена она недалеко от дома на деревенском кладбище возле храма.

Мы все были расстроены этим печальным событием.

Но радостно было то, что её дочь Марина в первый раз за несколько лет приняла участие в нашем молебне.

Народу было немного. Не все, кого позвала Марина смогли прийти.

Помолившись, мы побежали на электричку. Но для деревенских жителей сюрпризы не закончились. К 12.00 к ним приехал и отец Максим.

28 февраля 2015 года — К счастью в этот раз Ольга Титова согласилась поехать на своём автомобиле на в Пречистый бор. А то, наверно, пришлось бы молебен отменять. Всё труднее и труднее становится найти людей, готовых поехать на машинах в такую даль.

Поездка в Пречистый бор. Февраль 2015 года. Нас пятеро: Ольга Титова, Дима Агапов, Ваня Сандулов, Владимир Трегубов и я — Алексей Андреев. Дима Агапов в Пречистом бору в первый раз. Ему всё интересно. Он внимательно меня слушает и задаёт вопросы.
Поездка в Пречистый бор. Февраль 2015 года. Сегодня людей больше, чем в прошлый раз. Мы опоздали на пять минут (машину Ольги пришлось оставить перед участком плохой дороги) и нас уже ждали.
В этот раз двери храма были открыты. Работали строители, делали леса. Но мы всё равно навестили родственников Раисы Георгиевны. Все болеют…

Все были рады нас увидеть. И тепло поприветствовав собравшихся мы начали читать акафист.

По окончании молитв я поздравил местных жителей с началом Великого поста и пообещал, что мы приедем в конце марта. Ваня по просьбе Александра Дылевского сфотографировал леса, уже сооруженные строителями. Радостно, что работы продолжаются даже зимой.
Затем мы спустились к Тверце и перекусили предварительно закупленными пирожками.
В храме было холодно, все замерзли и горячий чай из термоса Вани Сандулова стал нашим спасением.

На обратной дороге мы прождали некоторое время на железнодорожном переезде. На моей памяти это был первый раз, когда по этой ветке прошел тепловоз.

25 апреля 2015 года – после чтения акафиста Рождеству Пресвятой Богородицы состоялся субботник. Немного людей на него собралось. Дима Качнов, Алексей Андреев, Александр Чубанов, Ваня Сандулов, Курбан, Виталий-альпинист, Ира Костюченко и Яков.

Яков – мужчина в возрасте, ходит к нам в клуб на изучение Евангелия. Его появление на молебне и на субботнике было для нас приятным сюрпризом. Курбан и Яков приехали в Пречистый в первый раз и сразу попали на субботник. Повезло. Для них Алексей традиционно провел экскурсию.

Немногочисленные местные жители и дачники, присутствовавшие на молебне, в силу разных причин от участия в субботнике воздержались. Надо, однако, отметить, что некоторые люди специально приехали из Твери на молебен, так как дачный сезон ещё не начался.

Даже в этот субботний день в конце апреля было достаточно прохладно и ветрено. Дима Качнов у нас был в качестве бригадира и распределил между нами обязанности. Из-за сильного ветра по настоянию Виталия мусор решили не жечь, во избежание «Хакасии местного масштаба».

Субботник Пречистый
Главные цели субботника в результате нескольких часов работы мы достигли. Разобрали кучи досок и, отсортировав, аккуратно сложили их в одно место, разобрали красный кирпич и навели порядок в храме, сложили старый рубероид в одну кучу. Часть коротких брусков мы отвезли на дрова старенькому мужу Раисы Георгиевны. Кроме этого, убрали мусор вокруг храма.

Надо сказать, что деревянный крест, установленный на храм в 2009 году, упал. Виталий и Дима, забравшись по лесам на крышу храма, спустили его на землю. Виталий пообещал сделать и установить новый крест лучше прежнего.

После субботника, пропев «Христос Воскресе!», мы, приятно уставшие, скушали закупленные в магазине на Кулицкой пирожки, запивая обжигающе горячим чаем и кофе. А Курбан угостил нас домашними лепешками.

Обратный путь из Пречистого мы провели за неторопливой дружеской беседой.

P.S. С середины мая мы начинаем масштабные работы на своде. Свод будет очищен от ветхого кирпича, мусора и растительности, укреплен, дополнен новой кладкой. Изнутри свод будет очищен от зелени.

Если позволят средства, то смонтируем постоянную кровлю.

В силу того, что работы предстоят долгие (на весь сезон) и тяжелые, просим молитвенной поддержки, а если есть возможность — и финансовой, т.к. скачок цен на стройматериалы и услуги строителей с нового года сильно выросли.

С Богом!

30 мая 2015 года – во второй раз за нашу бытность в Пречистом, на храме был воздвигнут крест. Его взамен упавшего, как и обещал сделал Виталий-альпинист.

Освящение и установка креста. Пречистый бор. Май 2015 года.Освящение и установка креста. Пречистый бор. Май 2015 года.

Освящение и установка креста. Пречистый бор. Май 2015 года.

По такому случаю собралось необычно много людей. Приехал отец Максим. Приехала чета Дылевских с ребенком. Были и те, кто приехал в первый раз: Марина, Юля и Оля, которые с интересом слушали мой рассказ о местных былях.

Очень душевно помолились в храме (был не только молебен, но и панихида по случаю родительской субботы), а затем все дружно вышли на улицу.

Денек выдался относительно теплый, наполненный ароматом цветущей сирени.

Настроение у всех было приподнятое, на одном дыхании мы прочитали и пропели молитвы на освящение креста.

А потом испытывая приятное волнение, наблюдали за его воздвиженьем.

После того как крест снова торжественно появился на храме, наша компания спустилась к реке на традиционную трапезу.

Любуясь плавным течением Тверцы, мы пили чай и мирно беседовали на берегу.

Наши тревоги и мирские заботы казались нам в этот момент такими далекими и незначительными!….

Освящение и установка креста. Пречистый бор. Май 2015 года.

27 июня 2015 года – Всю ночь шел дождь. Но утром, выйдя из дома, я с радостью отметил, что он перестал. Мы встретились на нашем традиционном месте и отправились в Пречистый. Мы – это Андрей, Юля и ваш покорный слуга Димитрий.

moleben
Мне кажется, что впервые за долгое время, мы поехали туда не для дружеского общения, не для трапезы на берегу реки, не для игр, а для того чтоб просто помолиться…Прибыв на место, мы, войдя в храм, сразу же приступили к тому, для чего приехали…

На этот раз не было торжественных распевов, мы читали акафист по-простому, но и сейчас слышится мне: «Радуйся, радуйся… Радуйся, Пречистая Дево, Матерью Спасителя мира от века предизбранная…».

Прочитав акафист и положенные молитвы, мы осмотрели наш храм, в котором, кстати, продолжаются восстановительно-реставрационные работы, и поехали домой…

30 июня 2015 года – работы по расчистке свода от растительности и рыхлого кирпича закончены. Свод, простоявший десятилетия без крыши сохранил рабочую толщину свода – в кирпич. Это поразительно. Наш инженер-реставратор, ведущий технологический надзор и руководство, признался, что храм – настоящий памятник инженерной мысли. А если учесть, что кирпич делался тут же, из местной глины, на дровах, клался рабочими руками 18 века, без бензо- и электроинструмента, то весомость ценности конструкции увеличивается. Хотя продолжаем слышать от разных людей: «проще обрушить и сложить заново». Нам проще – не вариант. У нас цель – сохранить памятник. Пусть это будет медленно, но зато это будет настоящий исконный свод, обновленный и укрытый под крышу.

Сейчас идут работы по вычинке. Частично сделаны работы на внутренней стороне свода (поверхность очищена от остатков штукатурки, которая долгое время сыпалась нам на голову), частично – на внешней. Работы ведутся участками, высотой примерно в метр по всему диаметру. Так нужно, чтобы распределять нагрузку на свод. Были поставлены алебастровые «маяки», и мониторинг за состоянием свода во время работ идет непрерывно.

Есть предварительная договоренность с архитектором для подготовки проектной документации на устройство кровли и завершения (луковка с крестом). По старым фото будет воспроизведен абрис кровли и главки в новых материалах. Сейчас изучается единственный сохранившийся кровельный журавец-стропило. В процессе расчистки была найдена железная звезда, украшавшая когда-то главку храма.Завезено шесть тысяч штук кирпича, четыре тонны цемента и столько же извести, песок. Проведена кропотливая, но необходимая подсобная работа. В лучшем случае работы по вычинке в полном объеме будут сделаны к середине сентября, к концу сентября должны закончить ремонт карниза.

Мы благодарим всех, кто дал нам возможность работать в таких масштабах. Это благотворители, это те, кто помогает на месте. Колоссальную работу, причем безвозмездно, проводит инженер А.И. Без него сегодня сложно представить себе реставрацию храма. А это именно реставрация. Не научная, но наиболее возможная в современных условиях и при имеющихся средствах. Все работы ведутся с главным условием: сохранить памятник, сохранить каждый плотный кирпич. Мы благодарим О.Д., которая ведет бухгалтерский учет и готовит отчетность. Ни один рубль не идет на сторону. Все учтено и потрачено с целевым назначением.

В этом году служб в храме не было. Будет ли литургия на престол – 21 сентября, пока сказать сложно. В процессе работ на своде находиться внутри храма нельзя. Но каждую последнюю субботу месяца ребята приезжают помолиться Богородице. Именно Ее молитвами пока все и получается. Ничего не загадывая, будет работать дальше. Даст Бог – к концу года будут хорошие результаты.

10 августа 2015 года – еще одна инспекционная поездка в Пречистый. От Степана поступил звонок, что при работах внутри храма, на своде, местами непригодный кирпич был выбран насквозь. Степан пугал, что дыры получились метровой ширины. На деле оказалось, что самая большая дыра в своде не шире 70 см, остальные — в размер нескольких тычков кирпича. Александр Иванович всех успокоил: «ничего страшного нет, работаем по прежней схеме». В очередной раз наш инженер оказался прав, настаивая еще в начале работ на том, что начинать вычинку свода нужно изнутри, простукивая молотком всю поверхность свода как можно чаще, выявляя разбухтившуюся кладку для ее удаления и вычинки.

IMG_0647 IMG_0657

Степан с ребятами, выложив нижний пояс новой кладки снаружи свода, переместились внутрь и несколько дней вплотную занимались только расчисткой. Внутри храм и все леса засыпаны мусором по щиколотку, сквозь свод видно небо, а через большую дыру можно вылезать наружу. Но основные работы по закладке начнутся уже завтра, а через два дня, закончив изнутри, ребята перейдут вновь на улицу и погонят вычинку вверх по своду.

Наша вычинка немного отличается от реставрационной. Мы укрепляем ее арматурой в швах и сквозными стяжками из шпилек. По расчетам Александра Ивановича, чтобы свод «работал» совместно старой и новой кладкой, на каждый квадратный метр новой кладки ложков предусмотрено пять перевязочных тычков. Иногда больше, если при расчистке гнезд оказывается больше. Также на каждый погонный метр (через полметра) сквозь всю кладку свода вбивается шпилька и стягивается с двух сторон гайками. Также предусмотрена и реализуется перевязка на гранях свода, тогда как строители 18 века ее почему-то не предусмотрели. Что касается арматуры, то вертикальные пруты заложены на всю высоту свода по всем ребрам, горизонтальные идут через каждые 3-4 ряда кладки (2 прутка, связанные с арматурным клином, вбитым в шов. Все эти мероприятия позволят не просто отремонтировать свод, но существенно укрепить его.

IMG_0690 IMG_0668

Был изучен единственный сохранившийся журавец-стропило. Вопросов по нему много, не подняв его наверх, не понять, как он лежал. Александр Иванович предположил, судя по отверстиям в журавце, что сделан он был из материала, служившего для старых барок.

В прошедшее воскресенье праздновался день строителя, и мы с А.И. привезли ребятам огородный паек: мешок яблок, огурцов и помидор. Работы в самой активной стадии. Погода жарит, наверху, под пленкой, баня. Зато можно купаться.

29 августа 2015 года – в последнюю субботу уходящего лета мы снова отправились в Пречистый Бор. К сожалению, автомобиля в этот раз не нашлось, и добираться пришлось на электричке. Но в конце концов это оказалось к лучшему – мы провели там почти весь день, и никто никуда не торопился.

Собралось нас не так много: Я, Алексей Андреев, Иван Сандулов и Александр Чубанов. Ранним утром мы, слегка не выспавшиеся, собрались на вокзале около придорожных касс и дружно поехали до станции «Тверца».

Часть же пути мы преодолели пешком по лесной дороге, активно разговаривая.

К тому времени, когда мы пришли в посёлок, было ещё утро и мы решили дождаться молебна на берегу речки – довольно красивом и удобном месте, несмотря даже на ветреную погоду. В это время на храме уже вовсю шла работа, которую можно было наблюдать издали. Между тем, иногда поглядывая на храм, Иван с Александром обсуждали музыку, а мы с Алексеем – грядущие дела, чуть позже к нам присоединился местный путешественник, и время до обеда пролетело достаточно незаметно.

Около полудня в храме стали собираться местные жители для молебна, ожидавшие отца Максима, который также вскоре подъехал.

Между тем в храме видна рабочая атмосфера – кругом пыльно, шумно и чувствуется, что работа кипит. Рабочие нас заранее предупредили о возможном падении мусора с купола, но жителей это не остановило, и во время молебна никто на подобное не отвлекался.

Когда всё было закончено, то отец Максим лично решил посмотреть как ведутся работы и полез по строительным лесам на купол, я же и Алексей последовали за ним.

Наверху нам открылся красивый вид на прилегающую деревню и окрестности. Особой красоты придавало облачное небо, напоминающее подобное на картинах известных художников. Немного полюбовавшись, мы приступили к осмотру самого купола – объём проведённых работ заметен невооружённым глазом, особенно бросается в глаза новый кирпич, уложенный вместо со старой кладкой.

Немного пообщавшись с рабочими, отец Максим, и мы вместе с ним, заторопились вниз.

Следующей частью нашей поездки стал небольшой пикник также на берегу, на месте нашей стоянки. Мы снова весело разговаривали, а позже Алексей и Александр пели песни под баян, которым мы с Иваном немного подпевали.

Но время шло достаточно быстро и вот нам уже нужно было собираться обратно, в Тверь.

Снова мы шли лесной тропой и снова стояли на станции, но уже изрядно отдохнувшие и ничуть не жалеющие о своей поездке.

21 сентября 2015 года – отслужили первую в этом году литургию на престольный праздник – Рождество Богородицы. Служили своими силами: простывший отец Максим, Дмитрий, который ехал на автобусе в черном подряснике и с бородой, Саша с Олей в роли певчих. К евхаристическому канону приехал директор Медновской школы-интерната Виталий Солдатов с Еленой. Спасибо Виталию, что включился в пение, сразу стало как-то бодрее и в ноты.
Литургия прошла хорошо. «Пятачок» для прихожан и помещение алтаря было очищено от пыли и кирпича, сестры-проихожане принесли цветы, постелили салфеточки, тем самым доказывая, что без женщин никакое дело невозможно.

Работы по своду закончены полностью. Теперь старый свод сверху полностью покрыт мощной скорлупой с перевязкой. По словам Александра Ивановича первый месяц новая конструкция набирает прочность, и скоро можно будет снимать внутренние подпорки.
Что касается карниза, то он также полностью перебран и, по сути, собран заново. В связи с отсутствием средств не смогли заказать утраченные белокаменные элементы карниза, поэтому под них оставлены отверстия. В совокупности карниз был утрачен (то есть камень не был найден на земле) на 10%.
Монтаж постоянной кровли переносится на будущий сезон. Сейчас важно обеспечить укрытие свода хотя бы временно по старой конструкции.
До сих пор не верится, что свод, о котором все эти годы болела душа, отреставрирован и укреплен. Здесь мы благодарим каменщиков, которые не жалели сил и терпели спартанские условия проживания: бригадира Степана, Александра, Александра и Сергея.

Фото реставрационных работ можно посмотреть в разделе «Галерея» по ссылке http://hrambor.ru/remont-svoda-leto-2015-goda/

24 октября 2015 года –собралось нас немного: я (Алексей Андреев), Дима Груздков, Ваня Сандулов, Саша Чубанов и Дима Качнов. Нас согласился отвезти в этот раз Виталий-альпинист.Я в этот раз слишком поздно обзвонил наших активных прихожан, живущих в Пречистом бору. Только перед отъездом из города. И кто-то не смог прийти на молебен.

Молебен в церкви Рождества Богородицы в Пречистом бору

Но все равно нас собралось в храме около 10 человек. И вновь при молитвенных возгласах из наших ртов вырываются облачка пара. Однако опять осень…

После совместных молитв, по заданию Александра Дылевского мы выволокли из храма бетономешалку, чтобы отвезти её на зимовку в надежное место. Всё же стоит она недешево.

С трудом запихнув бетономешалку в микроавтобус, мы с легким сердцем отправились в обратную дорогу.

mN1-sP25tWM                                  Бетономешалка для ремонтных работ в церкви                                                    svORrDkzBGA